История нетеатра




Шоубиз Древнего мира | Глэм Средних веков | Скромная современность

Когда наш коллектив только создавался, вопрос о названии даже не возникал. Мы просто делали то, что нам нравилось, не задумываясь о том, соберемся ли мы вновь и будет ли второй раз. Во время постановки второго спектакля мы взяли название первого и приладили к нему слово "театр" и поместили это название на афишу.

Но современное театрально искусство не приемлет многожанровости. Современный нам театр в основной своей массе превратился в радио. То есть стал театром, который в большей степени можно слушать, нежели смотреть. А поскольку зрелищная составляющая в наших работах является неотъемлемой частью повествования, делая их не похожими на "радио на сцене", само собой пришлось превратиться в нетеатр.

Каждое время требует своего сценического решения думали мы... Новаторы! Но оказалось, все новое - хорошо забытое старое.

Развитие шоу-бизнеса в Древней Греции и Риме

В Древней Греции в момент зарождения театра на сцене находились только Хор и Актер (и это не фамилии!), и последующее введение второго актера уже было революцией, что уж говорить о третьем, четвертом… Современный театр не ограничивает себя числом актеров, однако его косность не позволяет ему в полной мере насладиться всей палитрой жанров. Хотя уже Древней Греции у Эсхила героиня могла появиться на сцене в стремительном танце (если позволял возраст и физподготовка), у Еврипида (оба - вообще без фамилии) наиболее волнительные моменты выражались пением, а Аристофан (и этот туда же...)во всю силу использовал буффонаду.

В эллинистическую эпоху широкое распространение получил пантомим (от греч пантос – все и мим – движение). Актеры пантомима не пользовались ни текстом, ни пением, однако достигали большого мастерства в умении посредством одного только танца передать сложные душевные переживания. А если передавать душеные переживания с пением и танцем, это уже индийское кино...

В Древнем Риме широко были распространены сатуры. Этот вид зрелищ испытал на себе сильное влияние этрусков. Тит Ливий рассказывает, что в 364 году до н.э. Рим постигло моровое поветрие. Чтобы умилостивить богов, решили наряду с другими мерами прибегнуть к учреждению сценических игр, «делу новому для воинственного народа».

Из Этрурии (т.е. для нас примерно из Костромы) были приглашены актеры. Это были плясуны, которые исполняли свои танцы под аккомпанемент флейты. Этрусским актерам стала подражать римская молодежь, которая прибавила к пляске шуточный диалог, написанный нескладными стихами и жестикуляцию. Так возникли постепенно сатуры, в дословном переводе – смесь. Сатуры являли собой драматические сценки бытового и комического характера, включавшие в себя диалог, пение, музыку и танцы. Что, в принципе, очень похоже на передачу "Кривое зеркало".

Читать дальше






(c) нетеатр "Лифт", 2010. Поднимайтесь вместе с нами.